«Организация предметно-пространственной развивающей среды при использовании проблемного обучения»
Информация к презентации по теме:
«Организация предметно-пространственной развивающей среды при использовании
проблемного обучения»
СЛАЙД 1Организация предметно-пространственной развивающей среды при использовании проблемного обучения.
СЛАЙД 2
Стремясь научить детей чему – то новому, педагоги стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество? Возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Ведь основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, он сам является здесь лишь средством. Основная его цель - формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности. И один из главных ее показателей, это мыслительные способности, развитые на высоком уровне.
Слайд 3
Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы является правильная организация развивающей среды, которая организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в ПРС, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.
Свою задачу я вижу в ориентировке не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Я создаю в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.
Организация среды должна давать возможность не только применить знания из личного опыта, но и находить новые пути решения поставленной перед ними задачи.
СЛАЙД 4
В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности педагогов и воспитанников. Основная идея данного метода - построение образовательной, совместной деятельности педагога и детей, через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.
СЛАЙД 5,6
Источник мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом, либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной потребности, а через нее можно управлять ходом получения новых знаний ребенком. Я предлагаю
несколько вариантов создания проблемных ситуаций в игровых зонах групповой.
СЛАЙД 7 (фото детей в зоне)
В центре сюжетно- ролевой игры «Затейники»
Например, в центре сюжетно- ролевой игры появляется письмо, которое находят воспитанники в процессе самостоятельной деятельности. В письме сообщается о том, что в детском саду проводится праздник дружбы и дети из другой группы придут в гости на чаепитие. Ребята начинают подготовку к чаепитию, обсуждают план встречи гостей и в процессе подготовки выясняется, что чашек для чая на всех не хватает. Перед детьми возникает проблема и им предоставляется возможность найти пути ее решения. Проводится беседа о том, из каких материалов бывает чайная посуда, и из каких материалов в данный момент ее можно изготовить (слепить из пластилина). Далее организовывается сам процесс изготовления посуды.
СЛАЙД 8
В центре природы «Цветущий мир»
Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями- два одинаковых комнатных цветка- один поливать своевременно, а один нет.
Почему растение без воды вянет- побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и выявления их внешнего несоответствия.(проблема- рассуждение)
СЛАЙД 9
В центре экспериментирования «Почемучкино»
Дети обращают внимание на снег в тазу. Проводится беседа- что вы любите делать со снегом? (играть- делать постройки, горки и с них кататься, некоторые дети говорят, что иногда едят снег. Предъявление факта: снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.
- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)
- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.
СЛАЙД 10
В центре художественно-эстетического развития «Фантазеры»
«Поздравительные открытки для Пятачка». Проводится в игровой форме. Письмо от Винни-Пух, он обращается к детям за помощью: «У меня к вам просьба. Дело в том, что я приглашен на день рождения к Пятачку и к другим друзьям. В подарок Пятачку я приготовил горшочек меда. Но ведь Пятачок его съест, и ему ничего не останется на память. Скажите, пожалуйста, что еще можно подарить Пятачку и другим моим друзьям, чтобы что-то осталось на память?». Дети обычно называют разные предметы, игрушки, открытки, выясняют, где их можно купить. Выслушав, спрашиваем: «Какой подарок самый дорогой?». В ходе обсуждения дети приходят к выводу: самый дорогой - тот, который сделан своими руками. Что же можно сделать своими руками? Дети решают, что это могут быть открытки. Но, оказывается, Винни-Пух вовсе не умелец, он даже не знает, какой должна быть открытка, с чего начать. Вот почему, отвечая на вопросы педагога, дети, опираясь на опыт занятий в творческой мастерской, рассказывают о том, какой должна быть открытка, чтобы радовать адресата. Предварительная беседа заканчивается вопросом: «Сколько же открыток вы можете сделать?». Обычно большинство считают, что одну. «А 12 разных открыток?» - спрашивает педагог и показывает 12 чистых листочков бумаги. В ответ недоумение, решительный отказ. Естественно, мы выясняем причины. В основном отказ обосновывается невозможностью придумать такое количество разных открыток . вы должны обсудить, чем открытки будут различаться». Вопрос этот решается в ходе беседы: формой, цветом, украшениями, сюжетом. Произносят волшебное заклинание: «Крибле, крабле, буме! Мы начинаем создавать открытки для Пятачка». Готовые открытки вывешиваются на доске. Тут надо видеть, как радуются дети. И что самое важное: дети испытывают удовольствие от самого процесса работы, верят в себя, в то, что могут научиться всему.
СЛАЙД 11
Результатом создания предметно-развивающей среды с использованием проблемных ситуаций стало то, что появилась возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной и мыслительной деятельности. Разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов способствует тому, что каждый ребёнок может находить и высказывать свои пути решения заданной проблемы.
варьировать поставленные задачи или переформулировать заданные ранее вопросы. Познакомить детей с такими фактами, которые якобы не поддаются объяснению, но, несмотря на это, привели к постановке новой, не изученной ранее проблемы. Педагогика дает возможность огромного количества способов и вариантов введения проблемной ситуации в процесс обучения. Они способствуют вариативности в обучении, т.е. возможности выбора нескольких вариантов подачи материала.
Бесспорно, такой метод положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемого к самому процессу, хотя и занимает более продолжительное время при подаче материала, нежели традиционно информативный (прослушивание). Творите, фантазируйте, придумывайте и учитесь вместе с детьми.