ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 «ЛАДУШКИ»
МО Староминский район

Пятница, 10.05.2024, 14:57 Вы вошли как Гость | Группа "$USER_GROUP$"|Приветствую Вас Гость 
| RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
....

Меню сайта


Полезнык сайты

Портал обр. услуг

ФОП ДО, ФАОП ДО

Главная » Статьи » Смирновская К.В.

Из опыта работы воспитателя Смирновской К.В. "Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"
   

      Актуальность опыта: В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями ЦНС. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими  людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Из опыта работы

«Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Введение

Младший дошкольный  возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах.

Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Такие исследователи, как  Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М. Ж. Пиаже  и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие  моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

   Актуальность опыта: В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями ЦНС. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими  людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Педагогическая идея: Разработка комплексов пальчиковых игр, направленных на развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Цель:Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста, через применение пальчиковых игр .

Задачи:

- Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей.

- Внедрение в деятельность детей упражнения на развитие мелкой моторики рук.

- Создание условий при, котором, родители будут непассивными созерцателями итогов работы ребенка, а активными участниками и помощниками ребенка.

Описание средств достижения цели

О том, что любой ребенок нуждается в развитии мелкой моторики, слышал, наверное, каждый родитель. Однако все ли знают, что такое эта самая мелкая моторика и как ее развивать? Какие же упражнения помогут в этой не такой уж и простой задаче.

Для начала нужно иметь точное представление о том, что же такое мелкая моторика. Под этим понятием физиологи подразумевают функционирование мелких мышц, находящихся в кистях рук. Кроме того, мелкая моторика рук – это еще и координация глаз и рук – все движения мышц выполняются под контролем зрения. Почему же так важно развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста?Все очень просто и сложно одновременно – те центры, которые отвечают и за речь, и за движение пальцев, расположены в мозгу человека очень близко друг к другу. Проще говоря, стимуляция мелкой моторики неизбежно влечет за собой развитие речевого центра.Да и про практическую сторону забывать ни в коем случае нельзя, ведь она очень необходима в повседневной жизни – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. И это не говоря о том, что ребенку необходимо учиться рисовать, лепить из пластилина, а потом и писать. Поэтому стоит облегчить жизнь своему ребенку дошкольного возраста и заняться развитием мелкой моторики.Не стоит откладывать развитие мелкой моторики ” в дальний ящик” – это необходимо начинать как можно раньше.

В своей повседневной работе,  я использую следующие виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук:

1.Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. Главное в этих играх следить за правильность выполнения заданий, характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут. Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке.  А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой, но ни в коем случае нельзя превращать ее в занятия. Ребенка дошкольного возраста можно только увлекать, чтобы не отбить желание заниматься на всю оставшуюся жизнь.

2.Игры-шнуровки

Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у детских психологов и воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности.Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка.

3. Пальчиковые краски

Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах, располагать предметы по всему пространству листа.

4. Конструктор “Лего”

Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором Лего помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.

5. Мелкие предметы

Использование ванночек с горохом, фасолью, макаронами, для тактильного ощущения и для развития мелкой моторики рук в игровой форме.

6. Игры с мозаикой

Мозаика является уникальным средством по развитию мелкой моторики рук и развитию речи, позволяет создавать ребятам сюжеты и обыгрывать их, развивает воображение, способствует усвоению сенсорных эталонов.

7.Игры с нетрадиционным материалом (прищепки, пуговички, бигуди)

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

 - формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 - развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

 - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

 - развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

 Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

8.Самомассаж.

Направления работы:

-работа с детьми

-работа с педагогами

-работа с родителями

Работа с детьми:

-         Разучивание пальчиковых игр с проговариванием народных потешек;

-         Применение пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности, при чтении

художественной литературы;

-         Пальчиковые краски, лепка;

-         Игры с мелкими предметами.

-         Самомассаж

Работа с педагогами:

-         Консультирование;

-         Беседы;

-         Семинары – практикумы;

     - Мастер – классы

Работа с родителями:

Достижение высоких результатов развития мелкой моторики рук будет эффективным, только если воздействие будет всесторонним, поэтому очень важно проводить информационно - практическую работу с родителями:

- Проведение практикумов – семинаров по данному вопросу

- Раздача буклетов

- Проведение индивидуальных бесед

- Консультирование

Результативность опыта:

Врезультате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, речь детей стала более связной, последовательной, логичной, ребята стали быстро ориентироваться в речевой ситуации , научились ясно выражать свои мысли и желания; кисти и пальцы воспитанников приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность в движениях. Пальчиковые игры ребята охотно используют в свободной игровой деятельности.

Вывод

Мелкая моторика и точноеартикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому  так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, аппликации, играм с мелкими предметами, пальчиковому рисованию. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

 

Список литературы

1.Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6

2.Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.

3.Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. Москва, 1972г.

4.Мухина В.С. Психология дошкольника, Москва, 1975г.

5.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.

6.Немов Р.С. Психология. Том 2, Москва, 1998г.

7.Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г. № 1

8.Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980 г.

9.И.Сохин Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.

10.Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 1962г.

11.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 1981 г.

12.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.

13.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

14.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.

15.Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.

16.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”.2000

17.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.

18.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Палтчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.

Категория: Смирновская К.В. | Добавил: админ (10.11.2014)
Просмотров: 3087 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Год семьи 2024

Социальный проект

Календарь


Телефон доверия
Единый феде-ральный телефон доверия-детям
(нажми на логотип)


Друзья сайта
  • УО МО Староминский район
  • Староминский РМК
  • РТО Проф-союза
  • МДОУ «ДС №1»
  • МБДОУ «ДС №4«Ромашка»
  • МАДОУ «ДС №5«Росинка»
  • МБДОУ «ДС №6»
  • МБДОУ ДС 8«Теремок»
  • МБДОУ «ДС №9«Олененок»
  • МАДОУ «ДС №10«Березка»
  • МАДОУ «ДС 15«Солнышко»
  • МБДОУ ДС №16«Светлячок»
  • МБДОУ ДС №22 «Колосок»
  • МБДОУ «ДС 28«Чебурашка»
  • МБДОУ ДС 133 «Звездочка»

  • Фотогалерея
    МСП Путешествие с капитаном Врунгелем [1]
    День Победы [20]
    День защиты детей [16]
    Квест игра [16]
    Новый год [20]
    «Овеяна славой родная Кубань!» [14]
    Масленица [7]
    Спортивно-музыкальная композиция "Овеяна Славой родная Кубань" [37]
    12 апреля [16]
    Ярмарка [11]
    Волшебница Зима [42]
    Воинский долг-честь и судьба! [7]
    День Матери - казачки [58]
    Новый 2020 год [20]
    Масленица 2020 [33]
    День Знаний 2020г. [10]
    Новый год 2022 [0]

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51


    Поиск


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Архив записей