ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 «ЛАДУШКИ»
МО Староминский район

Воскресенье, 28.04.2024, 13:07 Вы вошли как Гость | Группа "$USER_GROUP$"|Приветствую Вас Гость 
| RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
....

Меню сайта


Полезнык сайты

Портал обр. услуг

ФОП ДО, ФАОП ДО

Главная » Статьи » Смирновская К.В.

Материал к презентации для педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал к презентации для педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

                                                                    Чем дальше в будущее входим,

                                                                    Тем больше прошлым дорожим,

                                                                И в старом красоту находим,

                                                                Хоть новому принадлежим.

                                                                                     Вадим Шафнер

        С каждым годом все большее число людей обращается к истокам, народным традициям. На Кубани наблюдается растущий интерес к казачьему наследию, своим корням, истокам, традициям не только у взрослых, но и у детей.

        С 1990 года в нашей стране началось движение по возрождению древнейшего, исконно русского, культурного, духовного, служивого наследия наших предков – казачества.         

         Казачество – это уникальное явление в истории России. Куда уходят корни нашего народа?

         Ученые полагают, что само слово  «казак» заимствовано из тюрских языков, где «казак»  значит «вольный человек».

         Группы казачества в результате контактов с местным населением отличались друг от  друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяло говорить о казачестве как об одном из русских  «поднародов». Недаром говорили:

«Пока будет жить казачество,

Будет жить и Россия».

1.Ж И Л И Щ А   К А З А К О В

Казачий обычай таков: где просторно, там     и спать ложись. Пословица

Едва весеннее солнце прогревало вершины курганов и степные дороги, как тут же на глазах зеленые ковры степей начинали менять свой облик. То там, то здесь у скопища высохшего бурьяна пробивались острые листья  пырея и лазориков, появлялись из-под земли бледные верхушки лопухов, борщевников, сурепки.

         В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, уже начинали свои хлопоты. Верхом на лошади в свободное от  работы время спускались вниз к реке, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне. Не забывали заглянуть на станичный  лесосклад, отобрать уже готовую выделку для будущей стройки: окна, двери, рейки и доски.

         Издавна повелось в станице – каждый молодой хозяин строил собственную хату.

         По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы – «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой(1). Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки  «под кулаки» - глину, вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей  «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк.

         Общественные здания – атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни казачьей семьи, дело коллективное.

         1.1.Обряды при строительстве жилья

         На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы все водилось». Деревянные брусья, на которые настилался потолок поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение (4) на обитателей дома.

         После окончания строительных работ устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

         1.2 Внутреннее убранство казачьей хаты

         Интерьер кубанского жилища был в основном одинаковый для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата (5).

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «красный угол»- «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице»  сохраняли предметы, имеющее священное или обрядовое значение: венчальные свечи,  «паски», пасхальные яйца, просвирки , записи молитв, поминальные книжки.Рушники – традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами, вышивали крестом и гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц. Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах Х1Х века.  Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

         Особенно часто фотографировались  в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

1.3 Подворье

         Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор.

         Достаточно было только взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте  «корни».

         Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным – значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.

         Главная достопримечательность  казачьего двора – пространство между крылечками, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

         Зелень здесь не росла, поскольку ее вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони.                     

В воспоминаниях старых казаков, не по своей воле покинувших  родину, нельзя не заметить светлой грусти именно об этом маленьком, но таком милом сердцу уголке отцовского двора. Да и как его можно забыть! В своем дворе казаки скота много не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили хомуты , седла, конскую упряжь, щетки, деревянные гребни для расчеса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы.

На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате – срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырех столбах, кирпичный погреб.

За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада у реки, с поляной, где дремали колоды пасеки.

2. К А З А Ч Ь Я   П И Щ А

 

                                                        Добрый казак не брезгает,- 

                                                        Что попало, то и трескает.

                                                                           Пословица.

Основой питания кубанской казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом.  У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Любили казаки вареники, галушки.  Понимали толк в рыбе - они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу, из винограда – вино. Очень любили мед.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину, баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Варили пищу, как правило, в печи  (зимой в доме, в кухне, летом -  в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты .

Прошел век… Изменилась страна, изменился облик станиц, национальный состав Кубани. Прошла смена поколений. Изменились и вкусовые пристрастия кубанцев. Важно, что традиции, в том числе и кулинарные, живы - по сей день. Наш долг – сохранить их и передавать их нашим детям, внукам, правнукам.

3. К А З А Ч И Й   К О С Т Ю М

Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками.

3.1 Мужская одежда

В летнее и весеннее время мужчины носят легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку, в зимнее время прибавляются бурка и башлык.  В праздничное время казаки носят атласные бешметы, оправленные серебром; скрипучие сапоги, суконные фирменные сапоги; перепоясан он ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.

Верхняя одежда казака – черкеска (заимствованная  у адыгов) – была просторной, чтобы зимой ее можно было надевать на полушубок, длинной. К ней на уровне груди нашивались газыри для ношения винтовочных патронов. Папахи казаков были высокие, черные – парадные, серые – повседневные.

3.2 Женская одежда

Традиционный женский костюм – юбки и кофты – шился из фабричных тканей (шелк, шерсть, бархат, ситец). Фасоны разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка («спидница»). В косы вплетали дорогие шелковые ленты, на головы надевали красивые шелковые платки, на ноги – полусапожки. С возрастом женщины предпочитали одеваться в более темную одежду. Носили и рубаху из домотканого  конопляного холста, украшая ее вышивкой. Вышивку выполняли приемами строчевого шитья, ришелье, цветной и белой гладью,

крестом, аппликацией, тамбурным швом, использовалась машинная вышивка. Из орнаментов преобладали цветочный и геометрический. Встречались и вышитые сюжетные картинки.

         Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую.

4. С Е М Е Й Н Ы Й   Б Ы Т

Семьи на Кубани были большие, что объяснялось постоянной нуждой в рабочих руках и сложной обстановкой военного времени.                                                    Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались часто практические интересы – на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в  опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению беречь и любить семью, рачительному ведению хозяйства.                                   

4.1 Казак и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем , не внутренней потребностью заботы о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, как будут справляться поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. 

             Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку – казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

         На крестного отца возлагалась главная обязанность – подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.                                      

           Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.

Не почитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

           В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу и матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

             Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и «надрать уши», а то и  «угостить» легкой оплеухой ,сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно  «добавят».

             Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

4.2 Отношение к старшим

             Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного писания:  «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я, Господь Бог ваш».

             Обычай уважения  и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требует соблюдения некоторого этикета. При появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку  и поклониться.

             В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без разрешения) и, тем более,   непристойно выражаться.

             Считалось неприличным обгонять старшего по возрасту, требовалось спросить разрешения пройти. При входе куда – либо первым пропускали старшего.

             Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

             Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

             Слова старшего являлись для младшего обязательными.

             В общих мероприятиях при принятии решения обязательно спрашивалось мнение старшего.

             При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим  и требовалось немедленное его исполнение.

             Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью. На  Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько».

             Уважение к старшим прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра.

             Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. Запрещалось

не просто сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

4.3 Няня

Казаки говорили: «Мальчик – зернышко, а девочка – полова», имея в виду, что на мальчиков выделяется пай земли по исполнении им семнадцати лет, но молодожены молили Бога, чтобы в семье первой была девочка, доверяя народной мудрости: «Сначала - нянька, потом – лялька».

             Казачья семья, где было пять – семь детей, считалась типичной. Но справиться с такой оравой  одной матери было бы не по силам, если бы рядом с ней не было старшенькой.

             Свою старшую сестру казачата в детстве редко называли по имени, заменяя его словом «няня», которое начинали выговаривать одновременно со словом  «мама».

             Она была связующим звеном между взрослыми и детьми. Малыши доверяли ей тайны, тянулись к ней как к человеку, который их понимал; принимали ее как старшую сверстницу, которая всегда стояла на их защите, присматривала за поведением братишек и сестренок, следила за их внешним видом, обучая азам аккуратности.

             В дни уборки хлеба семья выезжала в поле, а няня оставалась дома одна с малыми детьми.

             Игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать их своими руками. Изготавливали их только два человека: дедушка и няня. Из дедовских рук мальчики получали свистульки,

вырезанные из бузины или клена, коников на палке, а старшая сестра баловала девочек куклами – большими и маленькими, сделанными из соломы и тряпок и  раскрашенными цветными карандашами. Иногда кукол лепили из сырой глины, добавляя в нее золы - для крепости, чтобы не потрескались.

             Дети платили няне взаимностью. Обучали ее грамоте, если ее по каким – то причинам не было в школе. Позже, уже став взрослыми, седые, бородатые мужики  с любовью говорили: «Няня нас всех вынянчила»!

             Но у этой кровной связи была и обратная, суровая сторона. Бывало, что отцу и матери не хотелось отдавать из дома незаменимую помощницу, поэтому под различными предлогами они оттягивали день помолвки выросшей дочери. Вот почему зачастую ей приходилось устраивать личную судьбу позднее своих подруг.

             Впрочем, такое явление в казачьей семье было скорее исключением, чем правилом. Какому же отцу не хотелось счастья для своей дочери?!

             Повзрослевшие братья хранили привязанность к старшей сестре даже тогда, когда у нее появлялась своя семья. Если случалось несчастье – сестра преждевременно умирала и оставляла малолетних детей – то по согласованию с отцом детей, братья разбирали их по своим семьям, чтобы те не чувствовали себя сиротами.

4.4 Рождение казака

Один раз родила казака мать,

Один раз и помирать.

Поговорка

             Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть

холостыми. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, непременно приходили смотреть и восторгам, этих закаленным в боях воинам не было конца.Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья его отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении срока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращались домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану – воину. Первыми словами малютка были  «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость и ловкость в стрельбе. Многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи.

4.5 Честь казачья

                                                             И фамильная  честь, и семейная честь,

                                                              Честь станичная, честь войсковая…

                                                             Коли сложим в единое – это и есть                                                                  Честь казачья, вовеки  святая.

                                                                                              В.Хадаров 

Казаки были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой , трусов не терпели и ценили целомудрие и храбрость.

             Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу. Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, поднести что – либо по пути, помочь при подъеме или выходе,  уступить место для сидения). Прежде чем самому съесть что-либо или утолить жажду, должен был предложить рядом сидящему.  За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить).Предпочитали казаки за правило обходиться тем, сто есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него.  За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение.  За это казак должен был рассчитаться тем же.

Категория: Смирновская К.В. | Добавил: админ (16.07.2015)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Год семьи 2024

Социальный проект

Календарь


Телефон доверия
Единый феде-ральный телефон доверия-детям
(нажми на логотип)


Друзья сайта
  • УО МО Староминский район
  • Староминский РМК
  • РТО Проф-союза
  • МДОУ «ДС №1»
  • МБДОУ «ДС №4«Ромашка»
  • МАДОУ «ДС №5«Росинка»
  • МБДОУ «ДС №6»
  • МБДОУ ДС 8«Теремок»
  • МБДОУ «ДС №9«Олененок»
  • МАДОУ «ДС №10«Березка»
  • МАДОУ «ДС 15«Солнышко»
  • МБДОУ ДС №16«Светлячок»
  • МБДОУ ДС №22 «Колосок»
  • МБДОУ «ДС 28«Чебурашка»
  • МБДОУ ДС 133 «Звездочка»

  • Фотогалерея
    МСП Путешествие с капитаном Врунгелем [1]
    День Победы [20]
    День защиты детей [16]
    Квест игра [16]
    Новый год [20]
    «Овеяна славой родная Кубань!» [14]
    Масленица [7]
    Спортивно-музыкальная композиция "Овеяна Славой родная Кубань" [37]
    12 апреля [16]
    Ярмарка [11]
    Волшебница Зима [42]
    Воинский долг-честь и судьба! [7]
    День Матери - казачки [58]
    Новый 2020 год [20]
    Масленица 2020 [33]
    День Знаний 2020г. [10]
    Новый год 2022 [0]

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51


    Поиск


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Архив записей