Конспект занятия по развитию речи
Выполнила: учитель-логопед –Доценко Ольга Ивановна
Лексика: «Аквариумные и пресноводные рыбы».
Тема: Рассказы о пресноводных рыбах опираясь на план-схему.
(развитие связной речи)
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «речные и аквариумные рыбы».
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Расширение представлений об аквариумных рыбках, формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
- Расширение и активизация словаря по данной теме.
- совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно- развивающие :
-Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные :
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», картинки «Пресноводные рыбки», книжка-раскраска «Пресноводные рыбки», плоскостные изображения пресноводных рыб, мяч, контейнер с песком, «стеклянные столы» для рисования песком.
Предварительная работа:
Беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка», разучивание стихов о пресноводных рыбах, просмотр картинок с изображением аквариумных и пресноводных рыб, экскурсия в музей.
Индивидуальная работа:
Поддержка детской инициативности и самостоятельности в высказывании.
Рисование рыб.
Методы и приемы:
Словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, художественное слово, объяснение, показ, проблемный метод.
Ход занятия:
Приветствие гостей.
1.Орг.момент.
Ребята у нас вами сегодня еще одна гостья. Отгадайте кто это?
Она словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик – черный уголек
И как льдинка тело.
Плавники дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой.
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
-Дети, как называется эта рыбка?
Золотая рыбка.
- Где она живет?
В аквариуме.
-Правильно.
-А где изначально жила эта рыбка?
В теплых морях.
-Дети, а в нашей станице есть море?
Нет. У нас есть река.
-Ребята, наша гостья совсем ничего не знает о речных рыбах. Давайте расскажем нашей рыбке о ее собратьях.
А сейчас мы с вами отправимся на рыбалку. Каждый из вас попробует поймать рыбку и рассказать о ней нашей гостье.
Вопросы детям:
-каких речных рыб вы знаете?
-назовите хищных рыб
-назовите травоядных рыб (последнего показать-ерша)
Речевая разминка:
А теперь старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.
(произнесем все вместе – автоматизация зв(ш).
На реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг постарше, круг – помладше,
Круг совсем малыши.
Опираясь на план-схему:
- как называется?
-это рыбка пресноводная или аквариумная?
- где живет (в реке, в пруду, озере, в аквариуме)
-хищники или нет?
- какие у нее части тела?(туловище, голова, хвост, плавники)
(хищные-щука, сом, судак, форель, окунь
Не хищные-карась, ерш, лещ-питаются водорослями)
(На доске дополнительно выставлены картинки рыб.)
ДЕТИ:
- Я поймал щуку. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука – хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.
- Я поймал карпа. Он живет в пруду. Он питается водорослями. Это большая рыба. У карпа небольшая голова, длинное туловище, сильный хвост, небольшие плавники и нет зубов.
-Я поймал ерша.
- Я поймал сома.
- Я поймал окуня.
-Я поймал судака.
2. Упр. «Веселые рыбки». (Воспитание воздушной струи)
Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось наклоняться). Рядом со столом в корзине лежат бумажные рыбки.
Л. Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувая щеки. Не поднимайте плечи.
Упр. выполняется 3-5 раз, для того чтобы не спровоцировать головокружение.
3.Игра «Цепочки слов»(развитие речевого слуха, памяти)
Л. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Давайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Мила повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее.
СОМ.
1.СОМ,ЕРШ
2.СОМ,ЕРШ,ЩУКА
3.СОМ, ЕРШ, ЩУКА,СУДАК
4.СОМ,ЕРШ,ЩУКА, СУДАК,ОКУНЬ
5.СОМ,ЕРШ,ЩУКА,СУДАК,ОКУНЬ,ПЛОТВА
6.СОМ,ЕРШ,ЩУКА,ОКУНЬ,ПЛОТВА,ФОРЕЛЬ.
4.Кроссворд. (совершенствование навыков чтения и «печатание» слов с пройденными буквами).
В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?
Д. Это сом.
Л. Напиши это слово, Леша.
Дети хором читают слово. СОМ.
Л. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам страшный враг
Называется …
Д. Это судак.
Л. Напиши это слово, Маша.
Дети хором читают слово. СУДАК.
Л. Вот мы и разгадали кроссворд. Вы просто молодцы!
5. Рисование песком (АРТ-терапия)
«На дне речном»
6. Итог занятия:
- Ребята, с какими пресноводными речными рыбами познакомилась золотая рыбка на нашем занятии?
- Какие задания мы выполняли?
Ответы детей.
Рефлексия:
Ребята, если вам понравилось наше занятие , наши задания, то вы возьмете улыбающуюся рыбку и выпустите в наш пруд, а кто испытывал какие-либо затруднения возьмите грустную рыбку.